ЕСЛИ ТЫ УМЕН, ТО ПОЧЕМУ ЖЕ БЕДЕН?

ЕСЛИ ТЫ УМЕН, ТО ПОЧЕМУ ЖЕ БЕДЕН?

Древневавилонские, древнегреческие и римские меры и единицы положили начало всем измерениям. У человечества появилось средство для получения количественных характеристик окружающих предметов, для простого и достаточно однозначного сравнения разных вещей друг с другом. Начался процесс развития мер и измерений, который с появлением денег шел параллельно с развитием денежной системы... Как же связаны между собой деньги и измерения? В чем суть всяческого рода измерений вообще?

Измерение производится для сравнения одного объекта с другим. Из этого сравнения человек может сделать практический вывод: там река мельче, значит, и переправляться нужно там; эта лодка шире, значит, устойчивее; этот слиток золота тяжелее, а значит, дороже... Измерения в числе многих других возможностей открывали и возможность сравнивать материальные накопления. Уже стало общепризнанным, что они придали новый импульс и одной из древнейших страстей — стремлению разбогатеть.

Где в первую очередь требовались сравнения? Конечно же, на рынке с его множеством сходных товаров. Взвешивания, измерения длины значительно упрощали торговлю и способствовали ее развитию. Любой древний город складывался вокруг рынка, вокруг торговой площади. От латинского civitas, что значит город, и берет свое название слово цивилизация. С активизацией торговли росли города, возрастал и общий уровень цивилизованности.

С развитием цивилизации повышение точности измерений играло в жизни людей все большую роль. В процесс борьбы за земли, за новые территории все активнее вовлекалась технология производства таких предметов, как оружие, корабли, технология строительства оборонительных укреплений, крепостей... Новая технология требовала все более точных измерений, давая взамен более мощные орудия ведения войны и все больше предметов роскоши. Теперь даже не очень одаренный полководец мог выиграть битву у более сильного противника с помощью более мощной техники — всего, что
давала возраставшая скрупулезность расчетов. А победа приносила не просто богатство, но и новые возможности обогащения.

На основе особенно тщательной работы ремесленников какой-либо страны, все более точных количественных оценок, измерений и технологий формировались страны-лидеры — богатые страны, жизнь которых становилась все комфортабельнее. А поскольку страна, достигавшая передовых позиций, достигала их благодаря удачам практического, материального характера, постепенно утилитарное, технологическое мышление, мышление ремесленника, становилось в сознании людей синонимом интеллекта вообще.

Однако еще во времена Александра Македонского многие видные представители рода человеческого размышляли о смысле жизни, и, надо сказать, они не всегда видели его в борьбе за увеличение материальных богатств. Например, знаменитый греческий мыслитель Диоген (404—323 гг. до нашей эры), живший, по преданию, в деревянной бочке и не обременявший себя никакой собственностью, проповедовал аскетизм и считал самым ценным в жизни возможность размышлять над устройством мира.

...Однажды Александра Македонского привели к Диогену. В окружении большой свиты гениальный полководец целый день увлеченно слушал речи гениального философа. Только к концу дня Диоген наконец обратился к Александру. Ожидавший традиционных льстивых речей и просьб правитель услышал неожиданное: «Александр, ты заслоняешь мне солнце». Ценивший настоящую силу ума Александр в восхищении рассмеялся и произнес не менее знаменитую фразу: «Клянусь, если бы я не был Александром Македонским, я бы стал Диогеном!» Но судьба нищего философа — это удел немногих. Надо сказать, что в целом возобладало в общем-то чисто утилитарное, чисто технологическое понимание силы ума. Цивилизованный мир предпочел духовным богатствам богатства более осязаемые. Обосновывавшая такое предпочтение философия породила провокационный вопрос, который можно задать любому современному Диогену: «Если ты умен, то почему же беден?»...

СРЕДНИЕ ВЕКА: НАЧАЛО СОРЕВНОВАНИЯ
VI—XIII веках в Европе на развалинах Римской империи стали возникать независимые государства. Каждое из них неизбежно включалось в жестокое военное и экономическое соревнование, в борьбу за территории, за выход к морю, за реки... В этом состязании побеждало государство с более развитыми ремеслами — технологический лидер.
Факты неизменно подтверждают: технологический лидер всегда оказывался точнее в применении мер и единиц. Именно страна-лидер имела самую эффективную на данный момент систему мер и единиц.

...Страна-лидер концентрировала все самое ценное из предыдущего технологического опыта, обогащала его и своими наработками, а потом передавала весь этот багаж своей более удачливой преемнице... Рим передал пальму первенства Испании; именно Испания в течение долгого времени оставалась интеллектуальным лидером средневековой Европы, и, естественно, эта страна не могла не оставить заметный след в истории системы мер и единиц и денежной системы.

ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
VI веке нашей эры одно из варварских племен — вестготы — под руководством короля Эйриха овладело Испанией, тогда еще провинцией Рима. Риму не удалось восстановить свою власть, энергичный Эйрих ввел в стране свои порядки, склонив на свою сторону местную знать.
Спустя некоторое время на Испанию напали арабы и берберы (тогда их называли маврами), преодолев Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Европы.
С переменным успехом испанцы и вестготы сражались против мавров. Не станем углубляться в перипетии тех событий, остановимся на важном для нас моменте — арабском научном влиянии.

Появление арабов в Европе сыграло колоссальную роль в научно-техническом развитии. Мы с вами легко можем проследить следы этого влияния — от арабских цифр, к которым перешли тогда от римских, до идеи создания вузов... Множество слов в нашем обиходе имеет арабское происхождение: алкоголь, эликсир, алкалоид, нефть... Науки и технология Рима, наследницей которого была Византия, застыли в своем развитии.
Арабы же оказались главными на ледниками культуры и науки Древней Греции. При этом древнегреческие науки усилиями арабов и персов были заметно продвинуты вперед. Названия многих наук: алгебра, алхимия и другие — также арабского происхождения. Именно в Испании тех времен и возникли первые в истории цивилизации университеты. Самый первый из них был создан в IX веке в испанском городе Кордова. Затем возникли университеты в Севилье и в Толедо. Это были чисто мусульманские учебные заведения.

В 1085 году христиане завоевали Толедо, но университет продолжал действовать. Позднее, в XI—XII веках, появились и первые христианские университеты в Италии, в Бургундии...
В Европе долгое время университеты считались хранителями восточной науки. При каждом университете вплоть до XVII века непременно существовала кафедра арабского языка. Многие научные рукописи были написаны на арабском языке. Вообще, в Европе Восток ассоциировался с ученостью, мудростью...
О факте существования чисто европейской культуры в первом тысячелетии нашей эры говорить вообще не приходится: ее еще не было. Во многом такое положение сохранялось вплоть до XIII—XIV веков, то есть до начала эпохи Ренессанса. Эпоха Возрождения подготавливалась, наряду с другими факторами, и созданием и последующей деятельностью университетов. Университеты сыграли огромную роль по объединению существовавших в то время в Европе культур.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ИСПАНИИ И ПЕРВЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ
С наукой арабы принесли в Европу очень многое. В том числе и способы обмера площадей, объемов, системы единиц, сложившиеся к этому вермени как греко-вавилоно-арабская смесь. Геометрию греческого ученого Евклида арабы соединили с алгеброй. На этой основе впервые можно было получить одни единицы измерений через другие — «производить» новые меры и единицы из исходных «основных» по алгебраическим формулам. Новые единицы так и назвали — производные единицы.

Морякам понадобилась специальная единица для измерения скорости, и была создана первая производная единица — миля в час, или узел. Алгебра определяла ее как отношение основной единицы расстояния к основной единице времени. Для тех времен это было серьезным достижением.
Арабская астрономия также очень много дала морской навигации. В 1248 году испанский король Альфонс X на основе арабских астрономических наблюдений составил таблицы хода планет (знаменитые Альфонсовы таблицы), по которым моряки безошибочно ориентировались на море в течение почти трехсот последующих лет.
...Реконкиста (так испанцы прозвали кратко описанное нами время борьбы с маврами) и сопровождавший ее значительный подъем испанской культуры, науки и ремесел привели к росту испанского влияния в Европе. Постепенно лучшими в Европе становились испанское оружие, испанские корабли, испанские наука и литература. Испания стала признанным лидером Европы. Именно Испания и соседняя с ней Португалия открыли эпоху великих колониальных завоеваний, поработив к XVI веку почти всю Америку и большую часть Полинезии. Также Испания вела захватнические войны, пытаясь перекроить карту Европы; ей удалось подчинить большую часть Голландии. Забегая вперед, скажем, что борьба Голландии за независимость, в свою очередь, также подняла эту страну до положения лидера... Но об этом ниже.

На передовые позиции страну выводит культурный и научный подъем. Так было и с Вавилоном, и с Древней Грецией, и с Древним Римом... Ра цвет Испании продолжался до XVI века, затем страна довольно быстро перешла к бесплодной «стадии роскоши» и религиозного фанатизма. К XVII веку в Испании стал падать интерес к прикладным наукам, ослабели глубокие научные школы, наука Испании постепенно перешла к абстрактно-духовной деятельности, замкнутой на самой себе и далекой от практики... Формально это было следствием высокого замысла профессоров университетов, но на деле совершенно отрывало ученых от жизни, от практики... Испанию начали обгонять более практичные страны.

26.02.13  00:00 Просмотров: 2813 Печать

В этом разделе

Вход для пользователей
Сожалеем!
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Имя
Пароль

 Медиа архив
03.02.12
Рейтинг : Хорошо
Красота
20.01.12
Рейтинг : Средне
Движение
20.01.12
Рейтинг : Хорошо
Девушка
20.01.12
Рейтинг : Средне
Орагутан в снегу
20.01.12
Рейтинг : Хорошо
© 2023 All right reserved www.shack.ru [ PG.t : 0.04 | DB.q : 8 | FR.q : 0 | DB.t : 0.00 ]